График работы:
Пн-Пт с 09:00 до 20:00

В 21 веке вопросы экологии особенно остро встали перед обществом, это осознают и потребители, и компании. Всё чаще появляются “зелёные” инициативы, которые помогают восстанавливать природный баланс и бороться с загрязнениями окружающей среды. Так появился зелёный маркетинг. Однако для некоторых корпораций экологичность - не более чем просто тренд и возможность увеличить продажи, не прикладывая значительных усилий. Это явление получило название “гринвошинг” или “зелёный камуфляж”. Чем череват гринвошинг и как его распознать, рассказали ниже.

Сам термин появился в 1986 году, его ввёл Нью-Йорксикий эколог и активист Джей Вестервельт - от английского greenwashing, дословно - “зелёное промывание”. Суть его заключается в том, что бренды притворяются экологичными, чтобы увеличить продажи и повысить лояльность клиентов. Такое практикуется по всему миру, и Россия не исключение.

Например, в 2020 году произошёл скандал с брендом одежды H&M: они установили контейнеры для сбора старых ненужных вещей в своих магазинах, заявив, что после эти вещи отправятся на завод по переработке тканей в Германию. Однако позже выяснилось, что подрядчик H&M в этой инициативе - компания i:Collect - перестала выполнять свои обязательства ещё в 2019 году из-за слишком большого потока одежды. Россия неожиданно для всех стала лидером в Европе по количеству сдаваемых вещей, и система была не готова к таким объёмам. В итоге привезённые вещи не сортировались и перерабатывались, а продавались на Авито за 25-50р за килограмм. 

После того, как эти события получили огласку, H&M прекратили сотрудничество с i:Collect и нашли новых подрядчиков среди российских компаний. Теперь старая одежда, которую сдают в H&M действительно перерабатывается, причем не покидая страны.

Есть и более серьёзные и разрушительные случаи с “зелёным камуфляжем”, например, часто компании, заявляя о 100% натуральном составе, умалчивают о содержании вредных (но при этом натуральных, как ртуть) веществ, или выдают соблюдение государственных требований (скажем, об уменьшении выбросов отходов) за их собственную экологическую инициативу.

Так как же распознать гринвошинг?

  • Проверять значки и сертификаты, список можно найти тут
  • В косметике: смотреть состав и проверять, тестируется ли продукция на животных
  • При покупке бытовой химии: также смотреть состав. Производители с натуральным составом часто получают маркировку “Листок жизни”. В России вся бытовая химия, к сожалению, должна тестироваться на животных, но можно заказывать иностранные экологичные варианты, например, на iHerb.
  • Читать обзоры специалистов на конкретные бренды 

Также отличить честного продавца вам поможет знание критериев экологичности:

  • Продукт не содержит опасных для человека и природы химических веществ
  • Упаковка продукта сделана из вторсырья или её можно утилизировать (см. маркировки)
  • Не тестируется на животных
  • Компания поддерживает принципы устойчивого развития и публикует отчёты о конкретных экологичных акциях.

Для кэшбэк сервиса Манфи экологичность - не пустой звук, поэтому среди наших партнёров вы найдёте компании, которые делают реальный вклад в сохраниение природы: the Body Shop, iHerb, Sephora, Erborian, Yves Rocher и многие другие.